|
. |
О ПРОЕКТЕ I ХРОНИКА I УЧАСТНИКИ I ПРЕССА I ФОТОКОНКУРС |
|
пресса
ЭКА-ГОРОД НА ОНЕГЕ. 04.03.2009 (автор - А.Асадов)
Очередной зимний фестиваль "Города", по традиции, занесло на просторы русского Севера - в город Каргополь, что находится на пути к Архангельску. На этот раз всем участникам предстояло не просто удивить местную публику и друг друга оригинальными инсталляциями, но возвести полноценные экологические жилища из снега и льда - своеобразный ответ архитекторов на наступивший кризис. Само название ЭКА - Экологическая архитектура в КАргополе, предполагало использование всего арсенала "sustainable" технологий, особенно актуальных в кризисные времена. Учитывая основательность темы, "горожане" стали съезжаться за неделю до предполагавшейся презентации. Первые поселенцы во главе с Иваном Овчинниковым разместились в просторном амбаре, где был организован штаб фестиваля - с русской печью, полатями и огромным столом. Строительство развернулось напротив Соборной площади Каргополя, на берегу реки Онеги. Главным сооружением Города, как и предполагалось, стал Эка-отель с разнообразными номерами, расположившимися вокруг центрального зала с Ледяной башней и Эка-баром. Для возведения подобных конструкций участникам пришлось осваивать различные технологии снегостроительства, работу со льдом, опалубкой и снегоуборочной техникой. Стройка кипела почти круглосуточно и прерывалась только выездами по окрестным селениям и лыжными "покатушками". С прибытием новых участников Эка-отель стал обрастать множеством отдельно-стоящих снежных жилищ. В результате, к моменту открытия Город насчитывал более сорока Эка-сооружений, пригодных для проживания, любования и общения в них. Впервые фестиваль обрел новое для себя понятие интерьера и даже мебельных элементов, выполненных изо льда. По вечерам в местном доме культуры (а иногда и под открытым небом) проходили мастер-классы по экологической архитектуре и энергоэффективному освещению, организованные мастерской Асадова совместно с компаниями ARUP и Philips, которые предложили использовать свое оборудование для вечерней подсветки объектов. Таким образом, к моменту презентации, благодаря уникальным цветным LED-светильникам и сиянию десятков факелов и свечей, Город представлял собой фантастическое зрелище. Многие объекты предполагали активное участие зрителей, к примеру, лабиринт "радикалов 10-х" с очередной "битвой полов", интерактивная стена с самоваром команды "Wowhaus" или "Рыба-бар" мастерской Асадова с дегустацией коктеля "Няндома". Кульминационным действом стало сжигание Ледяной башни мастерской К.Баира, которая в мгновение ока превратилась в гигантский костер. Слияние двух стихий - огня и воздуха, льда и пламени - оставило неизгладимое впечатление в сердцах архитекторов и простых каргопольцев. Организаторы фестиваля выражают огромную благодарность его постоянным партнерам - компании Autodesk, Forbo, мебельной фабрике "Пионер", а также компании "Финские окна". Мы подтверждаем готовность к следующим арх-десантам по просторам нашей страны и за ее пределами! Подробная информация - на сайте www.asadov.ru.
БЫЛИНА ОБ ЭКА-ГРАДЕ. 04.03.2009 (авторы - Р.Николаев, А.Гройсман, О.Моисеева и Е.Клименко)
Жили-были на древней земле русской творцы молодые и талантливые. Называли их архитекторами. Зимой холодной и снежной собрались они однажды в славный северный город Каргополь, что стоит на реке Онега. Поехали они себя показать, на других посмотреть и построить жилища зимние. Трудным был путь до Каргополя, но все же добрались творцы молодые до места во время назначенное. Легко можно было отличить тех зодчих от народа каргопольского. Одежды на них яркие, цветные, на ногах валенки с вышивкой, а на голове шапки небывалые и очки для сварщиков необходимые. Расселились они по городу кто где: одни в амбар попали, другие в общежитие да в библиотеку, а третьих в «дурдом» направили, дабы усмирить их нрав буйный и бесшабашный. Тут и время пришло возводить строения задуманные. И началась работа, и взревели пилы заморские, и как пошла резня кубов белоснежных, замахали лопатами молодцы да девицы, и зарозовели лица их на морозе, да на солнышке. И опустели закрома каргопольские. Все в ход пошло: сосульки с крыш домов, лопаты, совки да шпатели, кисти да удлинители, веревки, болты, шурупы и гвозди. В антикварной лавке почти ничего и не осталось, как побывали там архитекторы разудалые. В лавке чудесной «все для женщин» пропали ткани с прилавков, нитки да бусины. Днем и ночью они работали. Возводили стену великую, строили жилища северные, рестораны да башни смотровые. Каждый показывал, на что способен он. После такой работы славной отдыхали шумно. Одни устраивали забавы весёлые, на лыжах катались, другие кости в банях грели. Многие фильмы смотрели и вели беседы умные за столом общим. Другие первым делом ремонт затеяли, обои поотдирали и росписью стены покрыли. По вечерам закалялись, обливались водицею. Потом по городу слухи ходили, будто кто туда попадал, прежним уже не возвращался. А однажды устроили жители Каргополя концерт чудесный. Хор женский да мужской радовали зодчих песнями старорусскими, да танцами народными. Засветились тогда глаза у зодчих и рукоплескали они артистам. До ночи пляски тогда длились под баяны и гармонии. А мудрецы сказы рассказывали о науке архитектурной, да о постройках необыкновенных. Слушали их затаив дыхание, да мотали на ус науку важную.А потом приехали мастера великие, привезли лёд небесного цвета, но трогать его строго настрого запретили. Не растерялись архитекторы, совершали набеги и вылазки. Смирились мастера и даже обучили делу своему хитрому, и началось производство рюмок, стаканов и кубков затейливых. Дни сменялись днями и где раньше пусто было, начали вырастать жилища снежные, одно другого краше. Разных форм, цветов и фактур затейливых. У каждого дома хозяева были радушные, везде гостям рады были и полилась рябина да клюква рекой. Девицы разбили кухню полевую, отогревали работников замёрзших своим теплом душевным и чаем с сахаром. А самые морозостойкие ночевали в снежных своих творениях. Запасались ковриками, спальниками тёплыми и напитками крепкими. А потом начался праздник Масленицы. Все тут на улицу высыпали, блинами, салом да носками торговать начали. Скульптуры снежной конкурс свой устроили, где мастера местные силы свои показывали. Они уже давно занимались «делами снежными» и, глядя на творения архитекторов, дивились, как всё может держаться у них на слове честном. Но не все архитекторы изучали свойства снежные на практике, некоторые рассчитывали всё по учебникам, обложившись циркулями, транспортирами и, вооружившись понятиями научными, строили эпюры да параболы. И вот наполнился берег реки Онеги постройками прекрасными. Вокруг трёх великих стен разросся Эка-город. И чего там только не было! И сугроб уютный, с ногами в валенках, из него торчащими. И музей скульптур ледяных с окнами светящимися и лучом, бьющим в небо синее. И жилище в дырочку с круглым входом и костром внутри. И качались на ветру ловцы снов, и взлетала ракета сияющая. И играла на белом снегу роспись гжелью. И удивляло одно жилище многоликостью фасадов своих. Поражало окнами резными, в виде рыбок речных. И стояла стена с самоваром – не с чаем, а с водкою, и показывали на ней картины разные. И манила светом таинственным иглу с ледяной поляной цветочною и спальней уютною. И дом со стенами нитяными, послуживший всем сценою. И иглу-перчатка тёплая с местами спальными. И груди женские, из снега сложенные. И домик сказочный с лицом улыбчивым и окошками голландскими. И ледяная ракушка, и две стены с морковками. Светились те постройки светом сказочным, да блестел лед в отблеске огней живых. А с наступлением весны двинулись зодчие по свету дальше странствовать. Покой был в их сердцах, но тянуло вновь творить и людей красотой радовать. Искали они вновь места неизведанные и сложные. А в славном городе Каргополе долго еще местные жители дивились на творения архитекторов, да словом добрым их вспоминали…
ДЕШЕВО И СЕРДИТО. КАК ПОСТРОИТЬ САМЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ГОРОД РОССИИ. апрель 2009, журнал РУССКИЙ РЕПОРТЕР (автор - Тамара Шарова)
Фестиваль из субботника Фестиваль «Эка-город» в Каргополе — восьмой из цикла «Города». Триста архитекторов целую неделю возводят на берегу реки снежные жилища. Задача — построить дом с интерьером, в котором можно жить или хотя бы переночевать. Союз московских архитекторов и архитектурная мастерская Андрея Асадова организуют «Города» дважды в год — летние и зимние. На фестивали собираются команды, по большей части состоящие из студентов, и строят из подручных материалов архитектурные инсталляции на удивление публике и друг другу. Это единственный архитектурный фестиваль, в котором может участвовать каждый, кто пришлет заявку с эскизом. И даже не обязательно, чтобы итоговый результат был похож на изначальную задумку. Ведь сам фестиваль тоже родился спонтанно: просто один из его вдохновителей — Иван Овчинников решил вступить в Союз московских архитекторов. — Моя жена захотела, чтобы наш сын ходил на елки от Союза архитекторов. Но для этого надо было в этот союз вступить, — объясняет он. — И вот как-то нас с Асадовым пригласили на субботник в Суханово, в дом отдыха архитекторов, про который все давно забыли. Там мы и спросили, что нужно сделать, чтоб в союз попасть. Нам сказали, что было бы здорово организовать что-нибудь необычное. Было жаркое лето 2005 года, и мы с Андреем решили собрать на выходные архитекторов из нескольких московских мастерских, спонсоров нашли. Из построенных объектов и получился первый «Город» — «Город на воде». Всем понравилось, решили продолжить. А первый выездной фестиваль состоялся, потому что в Подмосковье не было снега. Тогда мы поехали в вологодский Кириллов. И на фестиваль уже не только московские команды стали приезжать. А потом участники стали нас приглашать к себе: на Байкал, в Ярославль… Еще один фестиваль в Крыму был. Ребятам из регионов здесь еще интереснее, чем московским: многие говорят, что вне фестиваля не удается пообщаться с коллегами, сравнить себя с ними. А на фестивалях все живут в одних домах, границы стираются, и не важно, сын ты знаменитого московского архитектора или студент из маленького города. В «Городе» Иван Овчинников — и строитель, и прораб, и завхоз, и педагог, и специалист по работе с опалубками и со снегоуборочной техникой. Он нужен всегда и всем сразу. Над строительной площадкой так и звенит: «Ваня!» За пять минут к нему обращаются восемь человек: где взять? что делать? а можно здесь строить? Оглянешься — а его уже нет: уехал встречать очередных участников фестиваля. Зачем ему все это надо, Иван не задумывался. Говорит, очень нравится путешествовать. И еще — что все участники могут своими руками воплотить идею в жизнь: а то, мол, сидит молодой архитектор за компьютером, проектирует, а всю работу делают другие люди. В «Городе» же архитектор что придумает, то сам и строит: распиливает, колет, да и техника кладки снежных кирпичей мало чем отличается от обычной работы с цементом. Зачем городам «Города» С утра до поздней ночи ходят по берегу Онеги взрослые люди — распиливают огромные снежные кубы, возводят из них стены, возятся с красками, ведрами. Они на неделю вырвались из офисов, от проектировки реальных зданий, и приехали в деревянный северный городок строить снежные замки. Возводить фантастические сооружения, которые вряд ли когда-нибудь будут построены в реальных условиях. — А кто на самом деле решится на строительство такого объекта, каким бы красивым и интересным он ни был? Заказчику нужна окупаемость, и желательно сразу. Тем более сейчас, — объясняет Антон Яковлев, ярославский архитектор из команды krombiTTraxorm. По «Городам» эта команда ездит практически с самого их начала. О том, чтобы превратить свой объект в постоянно действующую местную достопримечательность, архитекторы никогда не думали. Зато организовали в родном городе свой фестиваль — «Другое значение». И вот уже три года подряд в День города в Ярославле на одном берегу Волги происходит традиционный народный разгуляй, а на другом krombiTTraxorm со товарищи мастерят свои инсталляции. — Ехали в поезде — думали, что все так сложно организовать, что нужны какие-то специальные документы, бумаги, — рассказывает Антон. — Оказалось, все так легко! Пришли в администрацию Заволжского района. Нас спросили, будем ли мы что-нибудь продавать. Мы говорим: «Нет, просто будем собирать мусор и строить из него объекты». Тогда отнеслись с недоверием. А сейчас сами нам звонят, все справки сами согласовывают: в День города каждая администрация должна провести мероприятия для разных категорий людей, а мы, получается, что-то молодежное устраиваем. Надоел одинаковый День города из года в год, вот мы и придумали на другом берегу Волги создать альтернативу. В Каргополе праздник заезжих архитекторов присоединили к собственному традиционному фестивалю снежных и ледяных скульптур, а заодно и к Масленице. Ольга Поташева, заместитель главы МО «Каргопольское», сама расселяет нахлынувшую в город молодежь, ищет трубочки для стаканов в ледяном баре, а заодно следит, как бы гости не распилили стройматериал, заготовленный для каргопольских резчиков по снегу. — Мы делаем ставку на развитие событийного туризма. Градообразующего предприятия у нас нет, основная часть мужского населения работает на пилорамах. Наш город буквально застыл в XVIII веке. Дома все двухэтажные: выше главной колокольни в центре ничего строить нельзя, только на окраинах есть трехэтажки. Вообще строительство жилого фонда у нас не велось более двадцати лет. Только по программе расселения ветхого и аварийного жилья построили два двенадцатиквартирных дома. А чтобы хоть наполовину решить проблему с ветхим жильем, нам нужно сто таких домов построить. Естественно, у администрации таких денег нет. А мы способствуем развитию частного предпринимательства, в основном через туризм. Люди согласны принимать в своих домах гостей, но содержание гостевых домов — дело сезонное, а потому рискованное. В этих-то гостевых домах и живут приезжие зодчие — конечно, те, кому места хватило. Остальных расселяют в гостиницы, общежитие, бывший детский дом. Наблюдать за порядком и поведением гостей в детском доме временно приставлена улыбчивая Наталия. Свои десять тысяч рублей в месяц она зарабатывает на нескольких должностях — охраняет, присматривает, моет, чтобы содержать двоих уже взрослых детей. Она приехала сюда из Архангельска 14 лет назад и до сих пор страдает от отсутствия водопровода, необходимости колоть дрова, таскать воду. У Наталии есть мечта: когда дети разъедутся, сменять свою половину деревянного дома с банькой на однокомнатную квартиру. А вот знакомые ее не понимают: в деревенском доме сам себе и отопление, и водопровод, ни от кого не зависишь. Стопка водки в рыба-баре На площади местные умельцы вырезают из снега огромные фигуры, посвященные году молодежи: «Электронная любовь», «Молодость», «Мышь, повесившаяся в холодильнике». Это фестиваль снежных скульптур «Снеговик». Ближе к реке возводятся иглу — разноцветные, в дырочку, с пятью снежными «пальцами», как перчатка. Это фестиваль «Эка-город». С берега в Онегу уходят нестройные ряды сосулек — инсталляция московской команды мастерской Кузембаева. Это… — Что это вы тут построили? — удивляются каргопольцы. — Это — линия, — говорят строители. Позже линия была переименована в «Особенности северного волосяного покрова». Местные жители с любопытством рассматривают объекты, заходят в иглу, фотографируются. Приезжие архитекторы изучают деревянную полоскальню, установленную на реке. И в будни, и в праздники сюда привозят на саночках корзинки с бельем. Водопровод здесь мало у кого есть, и такие полоскальни расставлены по всему городу. — Фотографируйте, дома мамам покажете, — наставляет приезжих тетя Галя. У нее есть даже стиральная машинка, но она все равно ходит сюда, за полтора километра от дома. Говорит, здесь белье лучше прополаскивается. Помимо стройки в «Городах» проводятся лекции. На этот раз речь о ресурсосберегающих технологиях — экологически чистом строительстве с использованием энергии солнца и ветра. На экране показывают европейские здания, сады, проекты с внедрением новых технологий. Андрей Асадов лекцию заканчивает словами: «Я надеюсь, вы вдохновились этими технологиями и теперь будете предлагать заказчику экологически чистое жилье». Но пока вместо ценных пород дерева его слушатели используют снег, вместо отопления — костер. Такому строительству никакой кризис не страшен. К первому дню фестиваля из снега и фантазии сотен архитекторов на берегу Онеги вырастает футуристический город — самый экологически чистый и экономически выгодный в мире. Некоторые особо отважные строители даже проводят ночь в собственных творениях. С десяток иглу разных конфигураций и расцветок, с мебелью изо льда и снега, с баром и ледяными стаканами — здесь даже фильмы показывают на снежной стене. Потом она станет фундаментом для интерактивного дома московской команды Wowhaus: в стену вмонтируют самовар и стаканы, а вокруг них будут меняться картинки с рисованным интерьером. В ледяном доме стоит огромная кровать, тумбочка, зеркало. Кажется, что все вырезано из хрусталя. У входа в комнату ледяной моряк и дождавшаяся его девушка: команда мастерской Кирилла Баира сделала ледяную иллюстрацию к песне Гарика Сукачева «Тигровое колечко». А в рыба-баре от мастерской Асадова стены и крыша и внутри, и снаружи увешаны настоящей рыбой. Здесь подают коктейль «Няндома»: выпив рюмку огненной воды, получаешь по лицу замороженной рыбой. От желающих выпить и «закусить» отбоя нет. Вместо Масленицы в конце фестиваля строители снежного города сжигают огромную ледяную башню, которая плавится изнутри, как свечка. Толпы людей в свете ламп и факелов переходят от одного объекта к другому, залезают внутрь, присаживаются, греются у очага. Каргопольцы и «горожане» перемешались, уже не понять, кто у кого в гостях. Но праздник заканчивается, каргопольцы расходятся по своим стареньким деревянным домам, даже не задумываясь о том, что они-то и есть самые натуральные, экологически чистые жилища. Архитекторы разъезжаются проектировать реальные здания из кирпича и бетона. А «эка-город» остается забавлять детей и тихо таять на берегу Онеги.
«ЭКА - ГОРОД». Взгляд компании ПИОНЕР.
Компания ПИОНЕР стала официальным спонсором архитектурного фестиваля
«ЭКА-ГОРОД».
ГОРОД КА 11.03.2009 www.archi.ru (автор - Анна Герасименко)С 21 февраля по 1 марта в городе Каргополь Архангельской области прошел зимний фестиваль из цикла «Города». Уже в 9-й раз несколько сотен архитекторов со всей России больше, чем на неделю, оторвались от компьютеров и проектных чертежей и отправились в старинной русский город – чтобы построить там дома из снега и льда, между прочем, очень экологичные по современным понятиям
Как и в прошлом году в Ярославле, нынешний каргопольский фестиваль «Города» был приурочен к масленичной неделе. Так что, совместив в себе праздник архитектуры и праздник весны, он стал арх-языческим с традиционными гуляниями и символическим сжиганием ледяной башни в завершении.
Надо
сказать, что «Города» - фестиваль с уже 4-летней историей и большим числом
участников. Он все время меняет место проведения и в большей степени
ориентирован на студентов и молодых архитекторов. Среди которых фестиваль
очень популярен и горячо любим. Ведь он позволяет не только
продемонстрировать богатство своей фантазии (и таланта, обязательно
таланта!), дав идеям – пусть недолгую – жизнь. Фестиваль – это еще и
путешествие (позапрошлым летом был Байкал), это студ-городок под открытым
небом, там прекрасно можно оторваться творческим людям.
В отличие
от прошлогоднего «Яр-города», в Каргополе строили по преимуществу из снега
– соответственно заданию. В этом году следовало соорудить нечто
антикризисно-экологичное, а что может быть дешевле снега на севере? Это в
Москве его чистого не доищешься… А если вы всю жизнь мечтали получить селедкой по лицу аж два раза, то следовало заглянуть в «рыбный» домик мастерской Асадова, где в качестве презентации было устроено шоу-перфоманс. Заходишь в домик, выпиваешь напиток «городского» разлива «Няндома», получаешь селедкой по щекам. Но это еще не все. Затем садишься на заветный стульчик и уже следующего посетителя бьешь селедкой ты. Были также и медийные проекты, например, снежная стена с самоваром молодых архитекторов из бюро Wowhaus, на которую проецировались их рисунки жилища, в последствии она стала сценой для архитектурных лекций на открытом воздухе. По словам организаторов, отличительной особенностью ЭКА-Города, от других «Городов» стало то, что все объекты жили двойной жизнью – дневной и ночной. Днем – это белые стены из снежков или льда, интравертные домики, тонущие в таком же белом окружающем ландшафте, но как только приходит ночь, все они вспыхивают разными цветами ламп-подсветок, и происходит преображение каждого объекта, какие-то домики становятся очень уютными, в где-то, наоборот, усиливается ощущение холода, а какие-то приобретают вид светящегося шара с потолка ночного клуба. В итоге к вечеру весь «Город» загорался всеми цветами радуги, чем немного напоминал диснеевский замок. Почему ЭКА-Город поняли не все. Да, и, признаюсь честно, я тоже долго думала. На самом деле, ЭКА – это экология плюс Каргополь. Тут можно по-разному прочитать экологический Каргополь, экология в Каргополе или просто сочетание двух слов экология и Каргополь, но в итоге смысл не меняется, а фестиваль продолжает начатую еще первыми «Городами» традицию говорить об экологичной архитектуре много и доступно, а также делать объекты из экологичных и легко перерабатываемых материалов: дерева, ткани, снега, льда и т.д. В этом году веселье сопровождалось лекциями об экологической архитектуре или архитектурной экологии… Лекции читали на открытом воздухе с проекцией слайдов на снежную стену. Ярким моментом последнего для фестиваля стало символическое «сожжение» ледяной башни, внутри которой устроили костер. Так архитекторы отпраздновали последний день Масленицы. Но, как ни странно, башня не растаяла, только стала тоньше и прозрачней, почти хрустальной. Наши предки-язычники в таком случае, наверное, решили бы, что весна не придет. Но мы же люди 21 века, мы знаем о глобальном потеплении…
«ЭКА-ГОРОД» НА ОНЕГЕ - зимняя сессия проекта «Города» мастерской А. Асадова SALON 16.03.2009
На масленичной неделе напротив Соборной площади северного городка Каргополь (Архангельская область), на берегу реки Онеги, стараниями действующих и начинающих архитекторов было возведено поселение «ЭКА-город». Основными материалами для проектов очередной зимней сессии архфестиваля «Города» послужили снег и лед, а сама практика экспериментального формата исследовала возможности малозатратной зимней экологичной sustainable-архитектуры. Центральным объектом города выступил ЭКА-отель, возведенный «первыми поселенцами» во главе с Иваном Овчинниковым и располагающий несколькими разнообразно декорированными номерами, VIP-комнатой с резной мебелью, холлом с Ледяной башней и ЭКА-баром. Стройка кипела круглосуточно в течение недели и потребовала от участников владения снегоуборочной техникой и технологией опалубки. С прибытием новых творческих команд отель оброс множеством отдельностоящих ледяных жилищ и архобъектов, предполагавших как философскую созерцательно-медитативную стилистику, так и практический и интерактивный игровой формат. Так на свет появились «Снежный хамам» от бюро 610, иглу «Фибоначчи» от «Рудн-структуры», ледяной частокол от мастерской Т. Кузембаева, «Дом с лицом» от «Арт-тусы Мак», инсталляция «Снеговик поднялся» от мастерской «Свобода» и т.д. В «Рыба-баре» мастерской А. Асадова можно было за школьной партой продегустировать коктейль «Няндома», а в снежном лабиринте «Радикалов 10-х» поучаствовать в «битве полов». По вечерам в местном доме культуры, а иногда и под открытым небом проходили мастер-классы по экологической архитектуре и энергоэффективному освещению, организованные мастерской Асадова. Эффектной кульминацией фестиваля послужил гигантский костер, охвативший Ледяную башню мастерской К. Баира. И хлеба, и зрелищ достало всем - и участникам, и гостям, вот только экстремальная экоархитектура так и не пополнилась новой оригинальной типологией.
«ЭКА - ГОРОД». Взгляд Arup Lighting.
Вечером первого марта состоялось торжественное открытие и презентация ЭКА – Города на берегу реки Онега и тем самым завершился ежегодный зимний фестиваль «Города» организованный архитектурной студией А.Асадова совместно с Союзом московских архитекторов. Это уже восьмой фестиваль, организованной этой студией. Название «ЭКА - город» складывается из слов «ЭКологическая Архитектура» и организаторы каждый раз предлагают участником реализовать свои проекты, используя природные экологичные материалы. Фестиваль уже проходил во многих уголках нашей страны - в Подмосковье, Кириллове, на Байкале, Ярославле и в Крыму. И так как зимний фестиваль предполагает строительство эко-жилья из снега, в поисках зимы и снега для возведения города организаторами был выбран северный город Каргополь, расположенный на историческом водном пути из Архангельска в центр России. Более 500 архитекторов съехалось в Каргополь, чтобы за неделю собственными руками воздвигнуть снежный город напротив главной соборной площади Каргополя. Участники освоили различные технологии снегостроительства, работу со льдом, опалубкой и снегоуборочной техникой. Строительная площадка не пустела даже ночью, где участники команд сменяли друг друга за работой или же опробовали построенные жилища на пригодность для экстремальных ночевок. В этом году даже больше чем раньше была актуальна тема "sustainable" дизайна и применения "sustainable" технологий. Понятие Sustainable design сложно перевести на русский язык. Наиболее близкий перевод - «устойчивый дизайн», который, однако, не всегда точно отражает значение термина (другие варианты перевода – самодостаточный, возобновляемый, экологичный дизайн). С точки зрения окружающей среды это концепция, которой уделяют все больше внимания, как архитекторы, инженеры, инвесторы, так и конечные пользователи зданий. Очень часто концепция устойчивого развития рассматривается как нечто, противоречащее креативным идеям и финансовому успеху. Чтобы опровергнуть эти заблуждения, на фестиваль были приглашены представители студии светодизайна Arup Lighting и компании Philips. Совместно с А.Асадовым они проводили мастер классы по экологичному дизайну и эффективному освещению, показав на примерах, что использование возобновляемых и энергоэффективных технологий в дизайне освещения может выглядеть не только более привлекательно, но зачастую и вести к рождению новых уникальных арт решений. Доказывая возможность единства природы и современных технологий, на основе уже реализованных проектов, часть из которых были удостоены международных наград в области дизайна освещения, Arup Lighting провели свою презентацию возможностей устойчивого дизайна в освещении. Презентация проходила под ночным небом Каргополя, посреди возводимых строений, используя в качестве проекционного экрана специально построенную снежную стену. Несмотря на погодные условия,- холод и снег, и усталость “строителей”, тема "sustainable" технологий в освещении вызвала огромный интерес. Используя светотехническое оборудование, привезенное на фестиваль Philips, Arup Lighting разработали дизайн декоративного освещения для некоторых из наиболее интересных эко-объектов. Для фестиваля компания Philips предоставила свои последние разработки в сфере LED технологий – цветные моно и RGB светильники и оборудование по их управлению. C наступлением темноты благодаря совместным усилиям Arup Lighting и Philips снежный город “взорвался” разноцветными красками. Светодиодный свет, слившись с сиянием света десятков факелов и свечей, придал городу фантастический вид и еще раз доказал возможность гармоничного взаимодействия современных технологий и естественного света, создав в окружающей среде то, что светодизайнеры Arup Lighting называют 'Магия света'.
ЭКА-ГОРОД. www.arch66.ru 06.03.2009 (автор - П.Иванова)
В
старинном городе Каргополе в масленичную неделю архитекторы со всей России
возвели снежный город на берегу реки Онеги, приведя в немалое удивление не
только местных жителей, но и, похоже, друг друга. ИНТЕРВЬЮ С ОРГАНИЗАТОРОМ ФЕСТИВАЛЯ ИВАНОМ ОВЧИННИКОВЫМ www.arch66.ru 06.03.2009
Об истории создания, идее фестиваля и планах на будущее рассказывает Иван Овчинников, один из организаторов: - Как родилась идея фестиваля?
- Однажды
мы с Андреем Асадовым поехали на субботник в Суханово. А там нам
предложили организовать какую-нибудь культурную программу для студентов и
молодых архитекторов, чтобы напомнить ребятам о том, что у архитекторов
есть свой дом отдыха. Мы подумали, что раз люди собираются по
профессиональному признаку (архитекторы), значит, они должны что-нибудь
построить. Тогда мы еще не предполагали, что все это выльется в постоянный
фестиваль. Тему мы решили задать летнюю – «Город на воде». Каждая команда
строила свой объект на пристани, в непосредственной близости от воды.
Одной из идей тогда было не только что-либо построить, но и
отремонтировать достаточно обветшалую пристань и легендарную баню. - В какой момент фестиваль перестал быть камерным «междусобойчиком» и начал собирать гостей со всей России и из-за ее пределов? - Он никогда не был «междусобойчиком», наоборот, мы стремились к широкой аудитории. На самом первом фестивале – «Город на воде» – мы потратили больше всего сил на распространение информации о мероприятии. Мы всегда приглашали незнакомых, новых людей и сейчас с радостью ждем их. Может быть название «архитектурный» поначалу смущало тех, кто архитекторами не является. Но сейчас у нас уже есть постоянные участники среди дизайнеров, театралов, строителей и других профессий. - Насколько широка география фестиваля?
- Россия
представлена почти вся: Москва, Питер, Нижний Новгород, Ярославль,
Иркутск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Пенза, Самара. У нас есть отличная
команда из Владивостока. Первый раз они приехали на Байкал целой «бандой»
на внедорожниках. Есть команды сборные – с участниками из нескольких
городов.
-
Какую публику вы хотели бы видеть на своем фестивале?
- В России всего два больших архитектурных фестиваля – это «Города» и «Архстояние». Вы как-то общаетесь с организаторами «Архстояния», делитесь с ними опытом?
- Мы с
ними отлично общаемся, ездим своей командой к ним на мероприятия. Мы
делаем общее дело –создаем атмосферу красоты и добра, хотя «Архстояние»
больше рассчитано на результат, а у нас очень важен и процесс творчества.
На «Городах» каждый участник может приехать и воплотить свою идею. На
нашем фестивале существует контроль над качеством, но он минимальный,
слабые команды мы стараемся подтягивать. А на «Архстоянии» есть конкурсный
отбор. Но цели и идеи у нас все-таки одни и те же. - Кто принимает участие в организации фестиваля? Как вы находите спонсоров? - В организации принимают участие несколько человек. Наталья Ивановна Никитина, которая, собственно, и позвала нас в Суханово. Она активно ведет молодежные направления в Союзе Московских архитекторов, удивляя каждый раз всех своей бесконечной энергией и верой в наше мероприятие. Многие из организаторов работают в мастерской Андрея Асадова, а еще у нас на каждом фестивале есть «помощники-городовые», которые выполняют ответственную и значимую работу. Городовым может стать каждый желающий а именно: помочь осуществить общую идею создания красивого, чистого Города. Ну и, конечно же, фестиваль делают сами участники: многие приезжают заранее, и все вместе мы начинаем готовить площадки, запасаться материалами и затем строить Город. Спонсорами всегда выступают компании, чья деятельность так или иначе связана с архитектурой. Хотя многих из них уже и спонсорами называть не хочется – это наши друзья, которые помогают материально, помогают физически в постройках объектов и часто организуют наш досуг: конкурсы, чаепития и семинары. - Название фестиваля в этом году «Эка-город». Как он связан с экологией? Почему выбрали эту тему? - Тема этого года - натуральные жилища из снега и льда. Это своеобразный ответ архитекторов на мировой кризис и глобальное потепление. Название «ЭКА-ГОРОД» – это современная интерпретация ЭКОлогического города в КАргополе. - Какие у вас планы на будущее?
- Очень
хотелось бы на каком-нибудь фестивале сделать что-то большое и общее.
Каждый раз ломаем голову, что это может быть, но еще ни разу не придумали.
ПРЕСС-РЕЛИЗ. 19.01.2009 (автор - Г.Орлюк)
Восьмой архитектурный фестиваль «Города» пройдёт в старинном городе Каргополе на берегу реки Онега. Более 500 архитекторов со всей страны соберутся в конце февраля ,чтобы уже к первому марта представить уникальный «ЭКА-город»,воздвигнутый собственными руками прямо напротив соборной площади Каргополя. Организаторами фестиваля предложена весьма интересная тема: натуральное эко-жильё и всё, что с ним связано. Инсталляции будут сооружаться из снега и льда по различным технологиям, позволяющим достичь не только новаторства в формообразовании, но и достаточной прочности. Главной доминантой «ЗКА-ГОРОДА» станет снежная гостиница с просторным главным залом и уютными номерами. Не изменив своим традициям, все участники Арт- стройки уже сейчас готовят уникальные идеи и эскизы для будущей реализации, ведь срок, данный на само строительство очень невелик, что требует точной проработки и ответственности от каждой команды. Фестиваль уже проходил во многих уголках нашей страны и не только- побывав в Подмосковье, Кириллове, на Байкале, Ярославле и в Крыму, теперь участники фестиваля устремились на север в поисках зимы и снега. Собирая самые творческие и активные архитектурные силы со всей страны «ГОРОДА» не перестают удивлять растущим уровнем построенных объектов и мастерством участников. Традиционно фестиваль завершится красочной презентацией и факельным шествием «На встречу Весне», устроенным в день празднования Масленицы 1 марта. Объединяя на несколько дней молодых архитекторов и профессионалов из разных городов, фестиваль даёт не только возможность попробовать свои силы, обменяться опытом и открыть что-то новое для себя, но и зарядиться потрясающей творческой энергией, работая над единой задачей- ПОСТРОИТЬ ГОРОД!!!
Организатор фестиваля- Союз Московских Архитекторов, кураторы- арх. мастерская А. Асадова и Иван Овчинников. Фестиваль традиционно поддерживается компаниями ПИОНЕР, FORBO и AUTODESK. Интернет портал фестиваля «ГОРОДА» - www.asadov.ru
|