TOWNS

 

LAND-ARCH GALLERY

 

TOWN's FORUM

 

PARTNERSHIP

 

PARTICIPATION

 

NEWS

 

CONTACTS

 

.

THE PROJECT  I  CHRONICLE  I  TEAMS  I  THE PRESS  I  PHOTO-COMPETITION

 

press

 

 

 

26.09.2008

Новый Зурбаган  (автор - А.Асадов)

 

Площадкой для проведения седьмого архитектурного фестиваля ГОРОДА стало самое загадочное и романтичное место на побережье Крыма – мыс Киик-Атлама возле п.Коктебель. Некогда здесь располагалась секретная военно-морская база по испытанию торпед, а в будущем планируется возвести Город-миф, Город-легенду, подобный сказочному Зурбагану из романов Александра Грина. Основной задачей фестиваля было создание образа и атмосферы будущего города Ветра, Моря и Парусов...

Более семисот архитекторов со всей России и ближнего зарубежья собрались, чтобы строить Город Счастья своими руками. За несколько дней территория завода преобразилась до неузнаваемости. Между величественными руинами заводских корпусов появились палаточные лагеря «кочевников» из разных команд. На главной городской Площади и «Улице двух морей» выросло множество диковинных инсталляций, представлявших собой фрагменты будущего Города Мечты. А в здании главного цеха разместилась выставка концепт-проектов от каждой команды по освоению территории мыса.

С наступлением сумерек в еще недостроенном Городе закипала бурная жизнь – концерт легендарного Бориса Гребенщикова, романтические киносеансы под звездным небом, чайные церемонии в чайном клубе и wokrshop'ы в городской Мульти-студии, а также зажигательные диско-танцы в торпедном зале «Лотос» прямо на воде.

Торжественное открытие Зурбагана озарило южную ночь волшебным сиянием всех объектов, а также грандиозным морским фейерверком, который дал возможность поверить в реальность любой Мечты!

 

Организаторы фестиваля выражают огромную благодарность гостеприимным хозяевам этого места, благодаря которому Город-Мечта обрел реальность, доблестному отряду «городовых», подготовивших территорию к массовому арх-нашествию, а также всех спонсоров фестиваля, внесших не только материальный вклад, но и активно участвовавших в культурной программе.

В настоящее время ведется активный поиск новых интересных площадок для фестиваля, мы открыты для любых предложений. Подробности – на сайте www.asadov.ru. До встречи на новых ГОРОДАХ!

 

 

 

 

С КРАСНЫМ ГАЛСТУКОМ НА ШЕЕ

 

Взвейтесь кострами синие ночи…

Город Орджоникидзе (или в просторечии Орджо) был весьма озадачен, если не сказать больше – возбужден. Многочисленные группы молодых парней и девушек, в основном до 30 лет, бродили по базару и побережью, нося на шее яркие бэйджики с изображением мыса, похожего на кенгуру. На территории давно разрушенного некогда секретного завода, где в советские годы зарабатывала себе на жизнь половина населения Орджо, явно что-то затевалось: доносился непрерывный гул работы тракторов. Бдительным оком бабуль фиксировалась активная разносторонняя деятельность и за высоким неприступным глухим забором, и в городке. Да что говорить - жизнь просто бурлила: без конца проносились машины со стройматериалами, автобусы, переполненные людьми с рюкзаками, легковые автомобили с московскими знаками. Любопытство граждан отдыхающих и аборигенов было возбуждено сверх всякой меры.
А на мысу одного из самых красивых полуостровов Крыма проходил архитектурный фестиваль «Города», организованный московской мастерской Александра Асадова. И в этот, уже 7-й раз, он был посвящен городу-мечте, городу романтиков – Зурбагану (см. А. Грина). Каждая команда представляла собой коллектив архитекторов-дизайнеров и их друзей, приехавший из России, Белоруссии или Украины, чья арт-модель, построенная за 3-4 дня, должна была бы представлять собой некий символ или деталь, или объект, по замыслу необходимый легендарному порту, что вписывалось бы в план застройки города у моря. Как говорили организаторы, они просто за голову хватались, не зная, какой проект выделить; плясали от радости, видя, насколько талантлива молодежь. И это действительно так. Рассматривая выставленные стенды работ в импровизированном музее Зурбагана, а также построенные силами участников фестиваля арт-модели все отмечали смелость фантазии, ряд по-настоящему интересных решений застройки легендарного города-мечты.
Итак, сотни людей были вместе 10 дней (5-15 сентября 2008г). 20-30-летние архитекторы и дизайнеры наполнили мертвое пространство бывшего крымского завода своими фантазиями и юношеской энергией. Нас мало интересовали политические или коммерческие мотивы организации данного форума. Все приехали создавать и, конечно, отдохнуть во время бархатного сезона.
Капитаны команд заранее выбрали место для застройки, наиболее выигрышное, по их мнению, для будущего осмотра созданной модели. К этому моменту территория «главной площади» города и «улица двух морей» были в основном уже очищены от мусора и камней. Причем было такое ощущение, что дома или цеха, когда-то стоявшие там, попросту взорвали, подобно тому, как это делали, отступая, во время войны; чтобы ничего ценного не попало в руки врага. Нас, участников, разместили в палатках или гостинице, и в энтузиазме трудовых буден мы пытались не замечать зияющие мертвыми глазницами еще оставшиеся корпуса бывших цехов.
Старшее поколение, прошедшее пионерское детство и комсомольскую юность, еще помнит задор линеек, радость костров, разумность и необходимость для развития детей кружков и студий летних лагерных смен. Наши родители с гордостью носили красные галстуки и весело, хоть и заорганизованно, проводили свой отдых. Походы, песни у костра, наивная, пусть командно-добровольная, но ныне такая ностальгическая отрядная романтика - вспоминаются ими с большим удовольствием. С сожалением 50-летние глядят на своих неразвитых, слабых по здоровью детей, проводящих полжизни за компьютером, который, конечно же, необходим, но подчас подменяет живую деятельность и общение у современной молодежи. Такое впечатление, что общение между людьми скоро сведется просто к перебрасыванию «асек».
Было неожиданно и забавно увидеть большую команду архитекторов из Москвы в красных галстуках и пилотках. Они и модель свою украсили красным брезентовым полотнищем, построив оригинальные кресла для отдыхающих. Таким образом, пионерская атрибутика жива и поныне.
На строительных площадках с 8 часов утра стояли гул, стук, скрежет, визг… и так до глубокой ночи. Возбужденные, с горящими глазами ребята дружно носили тяжеленные доски. Девушки наравне с парнями пилили брусья и колотили с большим энтузиазмом гвозди, периодически попадая по рукам. Арт-модели росли как на дрожжах, с каждым днем обретая задуманные формы. Пресса из разных городов и фотографы бродили постоянно по территории и участвовали во всех мероприятиях. Пузатые спонсоры вальяжно похаживали между объектами, довольно покачивая головой и отмечая практически интересные решения. Организаторы то и дело проносились на мотоциклах и машинах, поспевая во все закоулки, бросаясь выполнять любые просьбы участников. А размах был весьма впечатляющий; строили модели даже на пляже, на воде.
Кроме того, для молодежи, в целях поднятия настроения, устраивали ежевечерние мероприятия: здесь и ночные зажигательные дискотеки, и празднования открытия и закрытия фестиваля с концертами, и необыкновенный салют, устроенный спонсорами, и презентации архитектурных новинок, и фильмы. Работала все дни мульт-студия для желающих, которая в конце мероприятия порадовала нас фильмом с показом поделок и рисунков. А какой был концерт Б.Гребенщикова, мастера аранжировки и философского текста! Молодежь 21 века также дружно подпевала ему, как когда-то их родители, с любовью приветствуя прославленного барда 80-х (прошлого столетия). Нет сомнения, что мэтр был по-настоящему счастлив.
Поднимало настроение и радио Зурбагана с придуманным на известную мелодию несколько жаргонным гимном архитекторов. Со своим неисчерпаемым юмором, приколами, подборкой старых советских песен, с которыми мы росли, и новыми раскрученными молодежными ритмами передачи играли заметную роль в общей жизненной карусели тех дней, вызывая улыбки и смех. Подбодренные бесплатными винами, хорошей работой диджеев и зажигательной музыкой мы лихо отплясывали заполночь и на площади, и в пустом цехе, из которого спускали на воду когда-то торпеды. Назначенные городским Советом бургомистр Зурбагана, министры и полицейские не отставали от жителей вольного города.
Песенка бременских музыкантов в 8 часов утра, усиленная динамиками до оглушительного уровня, исключительно для подъема народа после лихой ночи, заставляла нас все равно улыбаться и выползать, охая, из палаток. Взлохмаченные, почти с закрытыми глазами все дружно бежали купаться в море, чтобы придти в себя. Нам повезло: чудесная прозрачная вода почти до конца фестиваля нас радовала своим спокойствием. Съев ежедневно подаваемое, с какой-то маниакальной настойчивостью, яйцо вкрутую (не знаю, как другие, но мы на месяц зареклись есть яйца) и порцию вкусной молочной каши, мы бежали строить «шедевр», с энтузиазмом обсуждая детали.
А вот с бэйджиками мы ели, спали, любили и выходили в город, судорожно ощупывая их на шее – так все было строго. Говорят, что их теряли, и ловкие местные жители проникали как лазутчики к нам на территорию выведать, что это там все-таки происходит? Ничего толком не поняв и вынужденно задавая исторически неистребимый вопрос «А что это Вы тут делаете?», они тут же попадали в руки недремлющей охраны. Вот так. Враг не пройдет. Даже дворовый белый пес, любимец «лагеря», тоже носил бэйджик на шее, на котором было написано «Пес», почему-то по–английски, и его прозвище «Царь»; всех это крайне умиляло.
Вечерами же бдительность охраны еще более усиливалась. Учитывая, что освещение было только на главной площади, внезапное выныривание в кромешной тьме из кустов огромной вооруженной фигуры в камуфляжной форме с вопросом: «а где твой бэйджик? А документы?», заставляло нас трепетать; можете представить себе нашу дисциплинированность. Однако мы понимали причины такого контроля, особенно в нынешней ситуации с Крымом, и были благодарны за охрану и просто чувство защищенности. Уже вернувшись в Москву, наши руки сами собой тянулись проверить наличие опознавательного предмета перед выходом из квартиры.
Никто не будет спорить, без новаторских идей, на первый взгляд, возможно, сумасшедших, не может развиваться никакая область науки или искусства. И также, как когда-то легендарный Капица проводил мозговые штурмы среди своих сотрудников, призывая их высказывать самые бредовые, фантастические идеи, чтобы выйти из тупиковой научной ситуации, так и мудрый деловой руководитель любого направления и, естественно, бизнесмен нуждается в интересных проектах и моделях, чтобы уловить одну-две перспективные мысли. Жаль, что сумасшедших идей на фестивале однако не наблюдалось, пожалуй, кроме оригинального объекта «Крылья». Возможно, пока наша молодежь зажата в догмах обучения, рамках, которые диктуются преподавателями, и излишне практична. Столь многочисленные маяки, храмы, лестницы говорят, скорее, о стандартном мышлении, банальном восприятии морской тематики и романтики в целом.
Заканчивая свой рассказ-впечатление от фестиваля, надеюсь, что в будущем мы будем свидетелями продолжения проекта «Города», а простор здесь широчайший: можно осуществить такие направления, как «Детский город» или «Город малютки», «Город дураков» или «Вечные каникулы», «Город-сад» с привлечением декораторов и фито-дизайнеров или, скажем, «Чудеса в …голове», «Самоделкин в 21 веке» и….ух, границ не существует, вы согласны? ;)

 

 

 

 

08.19.2008 АРХИТЕКТУРНЫЙ ВЕСТНИК.

 

Седьмой международный архитектурный фестиваль «Города»

 

Седьмой международный архитектурный фестиваль «Города» прошел в Крыму с 6 по 14 сентября 2008 года. Площадкой для проведения фестиваля стало самое загадочное и романтичное место на побережье Крыма – мыс Киик-Атлама возле п.Коктебель. Некогда здесь располагалась секретная военная база по испытанию торпед и территория, покинутая военными, пришла в запустение. Задачей участников фестиваля стало архитектурное и градостроительное переосмысление места, создание образа и атмосферы города, который появится здесь в будущем.
Сам фестиваль традиционно заключается в том, что команды молодых архитекторов придумывают и строят своими руками необычные архитектурные постройки. Каждая из них представляет не только взгляд художника на архитектуру, но и становится на защиту архитектуры как искусства, в значительной степени определяющего жизнь людей в городах. Важные условия участия в фестивале – использование минимума стройматериалов и внимание к окружающей среде. Градостроительное задание к архитектурному в этом году добавляется впервые, однако организаторы уверены, что такая нагрузка совсем не лишняя для архитекторов.

За несколько дней усилиями более 700 архитекторов из России и ближнего зарубежья территория завода преобразилась до неузнаваемости. Между руинами заводских корпусов выросли палаточные лагеря «кочевников» из разных команд. На главной городской Площади и «Улице двух морей» появилось множество инсталляций, представлявших собой фрагменты будущего поселения. Часть объектов расположились прямо на морском берегу, превратив его в благоустроенный «архи-пляж» с множеством остроумных конструкций. Некоторые из них забрались прямо в воду, "породнившись" с морской стихией. Многие из объектов предполагали интерактивное взаимодействие с публикой, начиная от общения по проволочному телеграфу и заканчивая спа-процедурами с гусиными перьями! Параллельно в здании главного цеха разместилась выставка концепт-проектов от каждой команды по освоению всей территории мыса.
С наступлением сумерек в еще недостроенном городе закипала бурная жизнь – концерт легендарного Бориса Гребенщикова, романтические киносеансы под звездным небом, церемонии в чайном клубе и workshop'ы в городской Мульти-студии, а также зажигательные танцы в торпедном зале «Лотос».
Все проекты подаются в оргкомитет фестиваля заранее, и согласовываются с кураторами – прежде всего, проверяется спецификация материалов – проект должен быть потенциально реализуемым в материале и безопасным. Не в последнюю очередь кураторы обращают внимание и на архитектурную ценность. «У нас не было цели «зарубить» какой-то проект, скорее мы вели кураторский контроль, чтобы вовремя подсказать что-то участнику. И нам и участникам на фестивале должно быть, прежде всего, интересно. Но и, конечно, мы рады чему-то научить и самим научиться» - говорит куратор фестиваля «Города» Иван Овчинников.
 

 

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ ФЕСТИВАЛЯ (11 сентября 2008):

 

Архитектурный фестиваль «ЗУРБАГАН»

 

Архитектурный фестиваль «ЗУРБАГАН», который Союз московских архитекторов совместно с архитектурной мастерской А.Асадова проводит на полуострове Крым (Украина, г. Орджоникидзе, мыс Киик-Атлама) с 6-14 сентября 2008 г. является Седьмым фестивалем в рамках Международных архитектурных фестивалей «Города». Авторы идеи и бессменные руководители фестивалей – лидер Молодежного объединения Союза московских архитекторов Андрей Асадов и архитектор Иван Овчинников.

 

Вот уже три года наши фестивали собирают на своих площадках сливки творческой архитектурной молодежи из ведущих мастерских Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Иркутска, Владивостока, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Новосибирска, Пензы и других городов. С каждым фестивалем расширяется круг участников из ближнего и дальнего зарубежья. Участники приезжают из городов Украины (Симферополя, Киева, Днепропетровска, Феодосии), из Белоруссии, Латвии, Казахстана, Германии.

Первые фестивали – «Город на воде», «Город на снегу» и «Город детства» проводились в старейшем доме творчества Союза архитекторов «Суханово». Затем география проведения архитектурных фестивалей расширилась: четвертый фестиваль «Башни» с успехом прошел в старинном русском городе Кириллове на Белом озере, пятый – «Шаман- Город» был в одном из самых загадочных мест планеты – острове Ольхон на Байкале. Шестой – «Яр-Город» прошел в столице русской масленицы – г.Ярославле.

Постоянные активные участники наших акций – ведущие московские мастерские: А.Асадова, А.Бавыкина, А.Воронцова, С.Скуратова, Ю. Кузина, Т. Башкаева, АДМ, А2, Архитектурные бюро «Структура», «Слобода», ТПО «Резерв», «Сергей Киселев и партнеры»; крупные проектные институты – МОСПРОЕКТ-2, МОСПРОЕКТ-3, ГИПРОНИИ РАН, НИиПИ Генплана, ПРИМОРГРАЖДАНПРОЕКТ и др. Кроме того, на наши фестивали приезжают учащиеся и преподаватели архитектурных вузов: МАРХИ, СПБ ГАСУ, Строгановского училища, Суриковского института, Института открытого бизнес-образования, Международной школы дизайна и др.

В 7-м международном архитектурном фестивале «ЗУРБАГАН» принимают участие около 700 архитекторов.

По сложившейся традиции, нашу акцию активно поддерживают известные фирмы – официальные спонсоры фестиваля, такие как фирма «Альминский камень». На протяжении многих столетий архитекторы, скульпторы, строители успешно применяли этот замечательный камень, и сейчас мы имеем возможность не только любоваться дворцами, построенными из этого материала, но и применять его в своих проектах.

Хорошо себя зарекомендовали на современном рынке отделочных строительных материалов и другие официальные спонсоры фестиваля - Московское представительство компании «Форбо-Новилон», Представительство ООО «Армстронг Европа ГмбХ» (ФРГ), компания Дювилс, материалы этих фирм хорошо знают и успешно применяют в своей работе архитекторы-участники фестиваля. Высокую оценку архитекторов получили программные продукты официального спонсора фестиваля - ООО «Аутодеск (Си-Ай-Эс)».

Радушным хозяином и щедрым спонсором Международного фестиваля «Зурбаган» выступила фирма ОАО «Бухта Двуякорная», которая предоставила для проведения фестиваля свою территорию. Благодаря четкой хорошо слаженной работе ответственных сотрудников этой компании стало возможно проведение такого крупного мероприятия в одном из самых живописных уголков Крыма.

Надеемся, что результатом этого фестиваля станет создание концепции современного курортного города - Города-Мечты, Города-Мифа, о котором мечтал в своих фантазиях Александр Грин, города, в котором одинаково комфортно будут чувствовать себя и художники, и спортсмены, и поэты, и музыканты …..

 

 

 

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ ФЕСТИВАЛЯ (4 сентября 2008):

 

На Крым надвигается Зурбаган

 

Тысяче молодых архитекторов предстоит построить в Крыму Город-мечту, объединив инновации 21 века и вековые традиции полуострова.

 

Седьмой международный архитектурный фестиваль «Города» пройдет в Крыму с 6 по 14 сентября 2008 года. Около 1000 молодых архитекторов со всей страны не только будут строить уникальный город-мечту, но и впервые проведут массовую акцию по градостроительному переосмыслению запущенной территории.

Седьмой фестиваль из серии «Города», который получил название «Зурбаган», пройдет на мысе Киик-Атлама недалеко от поселка Коктебель. Здесь расположены остатки секретной военно-морской базы по испытанию торпед, а в будущем новые владельцы территории планируют построить тут Город-легенду. Именно для переосмысления заброшенной и запущенной территории и были приглашены молодые архитекторы - участники фестиваля «Города». Их основной задачей будет создание образа и атмосферы будущего Города. Архитекторам предстоит построить центральную ось города, площадь, набережную, маяки, здания и городские ворота. Проект превращения всех территорий полуострова в Город мечты – обязательное условие участия в фестивале, идея которого – объединить инновации 21 века и тысячелетние традиции Крыма.

Сам фестиваль традиционно заключается в том, что команды молодых архитекторов придумывают и строят своими руками необычные архитектурные постройки. Каждая из них представляет не только взгляд художника на архитектуру, но и становится на защиту архитектуры как искусства, в значительной степени определяющего жизнь людей в городах. Важные условия участия в фестивале – использование минимума стройматериалов и внимание к окружающей среде. Градостроительное задание к архитектурному в этом году добавляется впервые, однако организаторы уверены, что такая нагрузка совсем не лишняя для архитекторов.

«Для архитектора, занимающегося объемным проектированием, необходимо хорошо понимать основы градостроительства. Иначе фантазия зодчего может пересечься с нуждами горожан, например, в местах точечной застройки» - говорит куратор фестиваля «Города» Андрей Асадов.

Все проекты подаются в оргкомитет фестиваля заранее, и согласовываются с кураторами – прежде всего, проверяется спецификация материалов – проект должен быть потенциально реализуемым в материале и безопасным. Не в последнюю очередь кураторы обращают внимание и на архитектурную ценность. «У нас не было цели «зарубить» какой-то проект, скорее мы вели кураторский контроль, чтобы вовремя подсказать что-то участнику. И нам и участникам на фестивале должно быть, прежде всего, интересно. Но и, конечно, мы рады чему-то научить и самим научиться» - говорит куратор фестиваля «Города» Иван Овчинников.

Участники фестиваля съедутся в Крым со всей страны, объединившись в команды – кто-то едет с одного факультета или из одной мастерской, иные объединяются по другим принципам. Архитекторы из Самары, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Минска, Киева, Казани, Владивостока в течение недели будут жить в палаточном лагере под открытым небом. На фестиваль заявлено 70 проектов, а всего архитекторов и гостей, по ожиданиям организаторов, будет около 1000 человек.

Фестивали «Города» организуются с 2005 года Союзом московских архитекторов и мастерской А.Асадова.

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ:

 

17.09.2008    КРЫМ -НОВОСТИ

 

Более 60 групп архитекторов представили на территории мыса Киик-Атлама свои инсталляции – пространственные композиции, которые могут когда-нибудь построить в Городе Мечты Зурбагане. Среди них и весьма шутливые – вроде этого устройства «для запуска архитекторов в море»
Всю прошлую неделю около 600 архитекторов из России, Белоруссии и Украины создавали на территории бывшего завода Гидроприбор (мыс Киик-Атлама) концепцию Города Мечты.
Идеи молодых специалистов, прозвучавшие на архитектурном фестивале «Зурбаган-2008», лягут в концепцию будущего рекреационного комплекса.
Международный фестиваль архитекторов «Зурбаган-2008» проходил в рамках Международных архитектурных фестивалей «Города» с 6 по 14 сентября. Как сообщили в пресс-службе Союза московских архитекторов, выступившего одним из организаторов этого мероприятия, подобный фестиваль – седьмой на их счету. До этого он проводился в ряде русских городов, а на этот раз – на территории бывшего военного завода Гидроприбор (ныне ОАО «Бухта Двуякорная») и стал самым крупным за историю существования фестиваля.
- За последние 20 лет мы здесь почти первые люди, - высказался один из руководителей фестиваля архитектор Иван Овчинников. – Это место идеально подходит для мирных, а не военных целей.
- Несколько лет назад мы познакомились с хозяевами этой территории, которые не хотели превращать ее в коммерческое сооружение, а намерены создать полноценный культурный город-легенду Зурбаган, - вспомнил предысторию еще один из организаторов, лидер Молодежного объединения Союза московских архитекторов Андрей Асадов. – Здесь невероятное место: нетронутая дикая природа и старые здания завода – одно перерастает в другое. Мы создали здесь памятную точку во времени и пространстве, вложили в это место наш дух, положили начало музея нашими плакатами – таким образом, положено начало истории будущего города.
Плакаты с идеями архитекторов – их более 60 – были выставлены в «Концептхолле», организованном в одном из заводских помещений. Кроме плакатов архитекторы представили инсталляции – пространственные композиции, созданные ими из подручных материалов. Среди них: качели «Летающие рыбы», раздевалки-маяки, музей затонувших кораблей, ветряки, лестница в небо, Храм четырех стихий, «Библоид» и многое другое. Фотографии с презентации инсталляций можно будет увидеть на фотостранице в «Кафе» №112.
- Мы хотим, чтобы будущий Город Мечты и Творчества жил не три месяца в году, а функционировал круглый год, - высказал чаяния инвесторов руководитель ОАО «Бухта Двуякорная» Федор Друк. – Есть две крайности, в которые нам не хотелось бы скатиться: делать дорогое казино или что-то вроде Казантипа – то есть места для посвященных. Сейчас мы рассматриваем предложенные идеи, анализируем их, многие могут войти в общую концепцию, которую разработают в Москве.
Роман Грицай

 

 

 

 

11.09.2008 - http://www.tour.sebastopol.ua/news/new.html

 

11 сентября в п.Орджоникидзе под Феодосией состоялась презентация "Зурбагана". В Международном фестивале архитекторов "Зурбаган-2008" приняли участие около 600 молодых архитекторов. В считанные дни огромная площадь, где раньше находились ангары закрытого военного завода, была преобразована под дивный город Зурбаган. Молодые архитекторы, в основном студенты вузов, трудились и днем и ночью. Они привезли с собой современные инструменты, материалы и безудержную творческую фантазию. Дух свободы архитектурных идей витал в воздухе и одушевлял вырастающие, буквально на глазах, удивительные объекты. То тут то там появлялись химерные лестницы, качели, гамаки, чудные будки, разнообразные солнечные часы, начинали крутиться ветровики с динамо-машиной и колесом от велосипеда на каждом, лился дождь из цветной арки, вырастали деревья с фотографиями вместо листьев, раскрывался огромный белый лотос, развевали паруса корабли-дома и просто трепыхались на ветру стены храмов из прозрачных тканей. Возникало множество других конструкций, для которых еще даже нет названий. И все это с наступлением сумерек светилось разными цветами. Практически во всех инсталляциях присутствовал юмор. К примеру, в SPA-салоне Зурбагана предоставляли такую услугу: сначала человек, раздетый до купальника, окунался в детском надувном бассейне с водой, а затем его погружали в такой же бассейн с перьями, добытыми из подушек. Извалявшись в перьях, люди необычайно радовались и мчались к морю, махая руками, как крыльями. Тон фестивалю задал легендарный рок-музыкант Борис Гребенщиков, который выступил с концертом на открытии фестиваля. А пиком восторга стал чудесный салют над морем в день презентации проектов. Справка: это уже седьмой фестиваль архитекторов, который проходит в рамках Международных фестивалей "Города". Его цель - разработать концепцию города-сказки, города-мечты, города курорта на вполне реальной территории.